Entry tags:
Бреннер о адаптации, эволюции, системной биологии и мозге.

Я все интервью переводить не стану, а остановлюсь на нескольких моментах, которые мне показались особенно интересными.
Как изменились исследования в молекулярной биологии за последние 50 лет?
Они изменились полностью. Они стали более описательными и менее экспериментальными. Это то, что я называю "мало вклада, высокая производительность, ноль на выходе"! Сторонники такого рода науки утверждают, что за счет описания поведения биологических систем они будут иметь возможность создавать модели, описывать, что происходит в них, а затем дорабатывать их. Они называют это "системной биологией". Для простой аналогии этого типа науки, представьте, что вы сидите за стеной комнаты, в которой кто-то играет на барабане и только с помощью записи звуков пытаетесь восстановить физические свойства барабана. На мой взгляд, в этом сложно добиться успеха, поскольку мы сталкиваемся с классической инверсивной проблемой - информация теряется и измерения являются неточными. Лучшее, что можно сделать для решения этой проблемы - сыграть на барабане самому. Это как раз то, чем занимается молекулярная биология - изучения основ как механизмов, так и причин. Но в наши дни ученые редко задаются вопросами механизмов и их причинами их работы.
Я также считаю, что мы можем сейчас проводить исследования человека, а не только мышей и мух. Существующие технологии позволяют нам задавать основательные вопросы о себе. Я думаю, что это задача на будущее. Но мы еще не готовы ответить на этот вызов. Одной из причин этого является неадекватное финансирование. Не только потому, что нет достаточно денег, а потому, что движимые императивом выживания в финансовом отношении учреждения гонятся за деньгами для чего-либо, вместо поиска ответов на правильные вопросы.
Что вы подразумеваете под понятием «основательные вопросы о себе»?
Наши геномы в основном являются продуктом биологической эволюции, которая прекратилась (?!!) тогда, когда человек обнаружил, что он может использовать свой головной мозг (второй наиболее важный орган в мужского тела, как как-то сказал Вуди Аллен). То есть, когда больше не приходится ждать мутаций роста волос для защиты от холода, а вместо этого можно убить животное и одеться в его кожу. Я называю это 100000-летним геномом и сегодня наша главная проблема, как биологического организма, заключается в том, что наш геном был выбран при определенных обстоятельствах и как бы адаптирован для окружающей среды, которую мы создали. То, что мы называем болезнями, в значительной мене продукт такой типа адаптации.
Так что, если под основательными вопросами подразумевать поиск несоответствия между нашим геномом и модифицированной нами окружающей средой, то самым главным вопросом является: как мы можем улучшить адаптацию? Некоторые люди полагают, что мы можем изменить геном, чтобы соответствовать этой новой среде. Но это пока все еще откровенно смешно. Другим решением может быть пропатчить фенотип - это то, чем занимается современная медицина. Но реальная альтернатива заключается в том, чтобы прийти к согласию с окружающей средой и скорректировать там, где бы мы могли справиться с медицинскими проблемами, которые возникли в результате квази-адаптации.
Например, наши геномы были отселектированы в то время, когда были проблемы найти пропитание. Таким образом, наши гипоталамус превратил нас в людей с сильным желанием поесть, а также дал нам метаболизм, которые преобразует еду в жир - лучший способ для хранения энергии, который служит нам в периоды голода.
Но сегодня, даже если голод не предвидится в ближайшее время, мы едим и запасаем так, будто выживает жирнейший! Но к счастью гипоталамус* находится под контролем фронтального кортекса**. И мы можем взывать к фронтальному кортексу с помощью технологии, которая называестя образованием. Так что я думаю, что самое большое оружие, которым мы владеем, является то, что я называю "социальная терапия", и это то, что следующему поколению надо будет рассмотреть серьезно.
*Гипоталамус - это такая часть мозга, которую можно увидеть, если разрезать вертикально мозг на левую и правую часть, то это будет в самой средине, чуть выше того места, где втыкается спинной мозг. Уже ясно, что там хранятся самые древние инстинкты, как то пожрать, выпить, совокупиться и поспать. То ли дело фронтальный кортекс!
**Фронтальный кортекс - это передние лобные доли мозга. Наверное с названия ясно, что это то, что находится внутри черепа сразу за лбом. Функция фронтальных долей заключается в способности распознавать будущие последствия в результате нынешних действий, делать выбор между хорошими и плохими действиями (или лучшими и наилучшими), определение и пресечение недопустимых социальных действий, а также определение сходства и различия между вещами или событиями. Ну и еще стоит упомянуть, что они задействованы в формировании длительной памяти и еще эта часть мозга полностью формируется к 25ти годам.