[personal profile] progenes
Помнится в феврале я развернула боевые действия с начальной школой, где училась моя младшая дочь. Война завершилась успешно и под катом немного из личного опыта.

Как я раньше писала, оказалось, что ребенка не доучили. Более того, в результате под вопросом стал выбор дальнейшей школы. С такими знаниями и по моим прикидам и по мнению учительниц в гимназии делать нечего. Несмотря на отсутствие оценок, учителя все же перед гимназией обязаны оценить знания и по всякому получалось, что с такими оценками направление не светит. Когда же бралась оценивать я, то получалось, что не только гимназия не светит, с такими оценками надо повторять еще один год начальной школы. Хотя по моим наблюдениям ребенок сообразительный и во всяком случае желание к учебе не отбили. Другое дело, что почему-то не учили. Опрос других родителей вообще меня убил - подавляющее большинство детей, которые пошли с моей дочкой в первый класс, застревали в каком-либо классе на два года. То есть это не исключение, а правило.

Напросилась я на встречу с директором в присутствии учительниц. Меня в три голоса убеждали, что это очень здорово, когда у ребенка длинное детство. Я напирала на важность образования, размахивала домашними диктантами с кучей ошибок и спрашивала грозно, сколько они уже диктантов вообще написали. Оказалось, что ни одного. В общем, договорились, что теперь я буду следить пристально следить за учебным процессом, кроме того, найду ребенку репетитора.

Меня саму коробит от понятия "репетитор". Уже в самом слове намек на зубрежку и натаскивание. Но я понимала, что самостоятельно подогнать смогу математику и общие знания, а вот для немецкого надо профессиональная помощь. Так вот, наша каратешная тренерша оказалась учительницей младших классов. Поймала я ее за пояс и склонила к сотрудничеству. Это был подарок судьбы. Это оказался настолько интересный опыт, что на нем стоит остановиться поподробнее.

Во-первых, я не просто присутствовала на занятиях, мы занималась вместе. Моя немецкая языка не очьень прафильная. Грамматика как-то призабылась, а что и вообще не доучилось в свое время. Я хитро извращаюсь, чтобы не выдать мои пробелы, строю короткие предложения, использую множественное число, чтобы не попасть впросак с артиклями в аккузативе. А произношение у меня и так неплохое. Очень даже ничего так произношение.

Во-вторых, что особенно интересно. Меня особенно поразила методика обучения грамматике. Как мне объяснила учительница, как она сама предполагает, она страдала в детстве легастенией и испытывала большие трудности с грамотностью в школе. У нее не получалось правильно писать, как она ни старалась. В конце концов, она сама себя научила - разработала что-то вроде алгоритма проверки правильности.
Например, если слово отвечает на вопрос "какой?", значит это прилагательное. Если это прилагательное, то оно пишется с маленькой буквы и окончание слова проверяется степенью сравнения прилагательных. Так буквально для каждого типа слов. Она также придумала простые таблицы, которые это иллюстрируют.

Первый диктант был настоящей катастрофой. Текст был из программы второго класса. Я подглядывала краем глаза за тем, что пишет ребенок и у меня волосы на голове стояли дыбом. Я думала, сейчас тетрадку почеркают красным, влепят первую оценку и это будет шесть (сама низкая оценка). Мы отложили ручки, учительница достала таблицы и предложила дочке самой проверить свой диктант, пользуясь таблицей. В результате почти все ошибки сами и нашлись. Таким образом, за оставшиеся пару месяцев постепенно прошли всю программу начальной школы. В конце каждого занятия какая-то игра по грамматическим правилам. Уроки были очень насыщены, сухую грамматику сопровождали смешные темы специально для детей про маленьких монстров, которые живут на помойке. В общем, было здорово, я сама существенно обогатилась на тему плюсквамперфекта. Да и дочка занималась с огромным удовольствием.

Математику доучивали нерегулярно, там, собственно, больших пробелов не было. Базовые знания по природоведению, истории и географии подгоняли вообще между делом. Я купила программные материалы, подсмотрела, что там по программе требуется и при случае просто рассказывала как бы невзначай. А требуется, например, уметь различать разные типы текста: газетный, художественный, сказку. Описать признаки текста, например, что делает сказку сказкой. Выделить в тексте главную мысль. Из истории немного по средневековью прошлись. По природоведению - отличать лес и сад от парка, называть флору и фауну парка, леса, сада. Немного попотели на географии - выучить материки и континенты, немецкие земли со столицами (сама, наконец, доучила), реки-горы.

В конце года класс писал министерскую контрольную по всем предметам. Так вот, хвастаться не буду, но результат именно такой, как вы и подумали. Следующий учебный год продолжится уже в гимназии. Да, в школе я на прощание вежливо сказала, что я об этом всем думаю на самом деле. Но меня, кажется, не услышали.
Tags:

Date: 2011-08-12 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] fflyingdutchman.livejournal.com
тренерше респект :)

Date: 2011-08-12 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
Да, у меня открылись глаза на тему, что такое качественная педагогическая методика и что такое профи-педагог.

Date: 2011-08-12 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] fflyingdutchman.livejournal.com
эх... с ужасом думаю, что не замечу, как мне самому придётся вспоминать программу средней школы... :)

Date: 2011-08-12 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ok-66.livejournal.com
Мне уже пришлось. Со старшей. А теперь младший во второй пошёл.

Date: 2011-08-12 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] neuraum.livejournal.com
Поздравляю!

Date: 2011-08-12 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
Vielen Dank!

Date: 2011-08-12 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] tiy.livejournal.com
Очень за Вас рада!

Date: 2011-08-12 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] oxana-ukr.livejournal.com
Я так и подумала - Молодцы! :)

Date: 2011-08-12 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] julymonday.livejournal.com
Поздравляю, что Вы из этой истории нее вышли на правильной стороне!
Любопытно, какие именно мысли и в каких выражениях Вы доносили до школы, по итогам.

Date: 2011-08-12 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
Выражения довольно аккуратные, но общая мысль, что пора бы задуматься о том, насколько эффективна методика. Я немного преувеличиваю, когда говорю, что совсем не услышали. В последние месяцы спохватились и начали писать диктанты. Кроме того, вернули традиционный метод работы над ошибками. Но мне вряд ли удалось до конца убедить, что счастливое детство и хорошее образование не противоречат друг другу.

Date: 2011-08-12 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] offnickname.livejournal.com
Если всё так просто поправить, заползает в голову вопрос: а нужно ли государству столько хорошо образованных? Ну не идиоты же образовательные методики разрабатывают.

Date: 2011-08-13 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] sergeyr.livejournal.com
> Ну не идиоты же образовательные методики разрабатывают.

А почему бы и нет?

Если быть точным, то это, конечно, не идиотизм в точном значении этого слова. Это просто нежелание смотреть в лицо реальности. Людям свойственно верить в лучшее, в то что им хочется - вот и верят. Хочется, скажем, что счастливые дети и так всему нужному сами научатся - вот и верят.
Оправдывает их только то, что противоположный перекос в системе образования таки бывает.

Date: 2011-08-13 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] offnickname.livejournal.com
Знаете, я регулярно сталкиваюсь с тем, что люди не хотят смотреть в лицо реальности, но... на бытовом, житейском уровне. Если вы не обладаете солидным багажом знаний в соответствующей области, такое поведение с вашей стороны не будет удивительным.
Однако в профессиональной сфере подобные вещи свидетельствуют о крайне низком уровне компетентности и даже глупости. Так вот. Если подобное описанному тут будет происходить где-нибудь в Буркина-Фасо, я поверю. Но чтобы в Германии... простите, что-то не верится. :)

Date: 2011-08-13 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeyr.livejournal.com
Мне кажется, Вы причинно-следственную связь наоборот переставляете.

Ну какими солидным багажом знаний нужно обладать, чтобы понимать что зеленые порют чушь, или что в религиозном текста 2-3-тысячелетней давности ничего хорошего ожидать не приходится? Ничего тут не надо знать вообще - это вещи, для оценки коих образование не нужно вообще, и одни люди их веками правильно оценивали без всяких профессиональных знаний, а другие - и с таковыми не могут правильно оценить.

Люди замечательно умеют свои профессиональные знания применять, когда от этого прямо зависит их личное благополучие. Да и то - бывают такие косяки... (Особенно хорошо на финансистах видно - там критерий фэйла чисто числовой.)
А если личное благополучие непосредственно не затрагивается - все, включая профи, склонны вести себя как приятней.

Date: 2011-08-13 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] offnickname.livejournal.com
Вы не показали, как была переставлена причинно-следственная связь. ;)

И вы чрезвычайно сильно принижаете роль образования, к моему глубокому сожалению. И не дифференцируете профессиональную подготовку.
Если вы ничего не знаете в искомой области, то дадите верную оценку фактам с вероятностью встречи динозавра. Впрочем, мы уже сильно отклоняемся от темы. Спасибо за беседу.

Date: 2011-08-12 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] elisapeyron.livejournal.com
самое интересно в этом то что по факту школьную программу 1-3 классов ребенок в состоянии пройти за пару месяцев. что вы и доказали собственно :)

Date: 2011-08-12 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kosiakk.livejournal.com
ой, вот мечта на таблицы бы взглянуть!

Date: 2011-08-12 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
может будет время, некоторые отсканирую. Ничего особенного, но местами надо комментарии. Например, проверка количества согласных проводится разбиванием на слоги. В немецком за исключенем родов и заимствованных слов, логика железная.

Date: 2011-08-12 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitry-bagroff.livejournal.com
Знаете, я и купил бы их. Веду немецкий в школе, с грамматикой ф каждый классен очень плёхо. Традиционное преподавание грамматики работает только с самыми мотивированными.

Date: 2011-08-12 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] tapka.livejournal.com
Да любопытно тоже. У моего дитя немецкий в 100 раз лучше, чем у меня, но с диктантами у него неважно.
Я могу его проверять, но вот научить не могу :(

Date: 2011-08-12 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] superhimik.livejournal.com
Да уж, просим!

Date: 2011-08-12 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] anatoly borodin (from livejournal.com)
> Например, проверка количества согласных проводится разбиванием на слоги.

1) Может быть, гласных?

2) Сколько слогов получается в слове haben, 1 или 2?

Date: 2011-08-12 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
1. согласных. удвоение согласных можно распознать при разбивании на слоги: kom-men или ko-men?

Date: 2011-08-12 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] anatoly borodin (from livejournal.com)
А, понял. Но ведь для этого надо знать, что их там две: kom-men, но kä-men. Или немцы чувствуют (по долготе/краткости гласной, например)?

Date: 2011-08-24 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] nikadubrovsky.livejournal.com
сканировать, наверное, долго.
может просто сфотографировать?
я тоже собираюсь начать учить немецкий.
описания звучат потрясающе.

Date: 2011-08-12 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] amphibian.livejournal.com
Да, с образованием везде веселуха похоже. В Штатах так вообще цирк и клоуны: http://tk.nxt.ru/ (http://tk.nxt.ru/).

Date: 2011-08-12 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] brother2.livejournal.com
Круто, чо.
А насчёт "какой", то местные (особлибо в провинциях с сильными диалектами) подчас сами wie и als путают.

Date: 2011-08-12 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitry-bagroff.livejournal.com
Дат из них йут, йа.

Date: 2011-08-12 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] galyna-p.livejournal.com
поздравляю с хорошими результатами!
А вот у меня вопрос, почему ваша тренерша, учитель младших классов может учить ребенка, а в школе нет? она работает в школе? в частной школе?

Date: 2011-08-12 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
Она работает в школе не в нашем городе, а в соседнем селе неподалеку. Кроме того, она ведет сейчас второклашек и при самом большом желании мне не удалось бы отдать ребенка к ней в класс.

Date: 2011-08-12 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] heatherfalls.livejournal.com
ООО, прекрасно! Поздравляю!

Всегда радуют вести о хороших педагогах.

хорошо понимаю...

Date: 2011-08-12 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] sapsilma.livejournal.com
У нас мальчик год поучился у суперского учителя - и мы с одной стороны ужасно рады, что такой удивительный и прекрасный опыт был, с другой - в тоске от открывшейся перспективы... типа где "обычное образование" и где образование могло бы быть, будть таких учителей побольше.
Но тут правда наоборот. Тут начальные школы у нас в целом хорошие, а вот переход в среднюю - ждем с плохо затаенным ужасом.

Date: 2011-08-12 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] lilipu.livejournal.com
Ты гигант! поздравляю с гимназией! вспоминаю, как сама боролась с начальной школой, и нервно пью успокоительное.
From: [identity profile] holdsveiki.livejournal.com
Применять к каратешнице дзю-до - это нечестно!
Но цель оправдывает.
А результат и подавно.

Date: 2011-08-12 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] br0mberg.livejournal.com
Помню Хайнлайн в повести "Имею скафандр - готов путешествовать!" сатирически подколол американские школьные программы:
"Твоя школа — очень приятное место времяпрепровождения, сынок, она хорошо оборудована, ею хорошо управляют, ее хорошо содержат. Конечно, она совсем не похожа на «джунгли с черными досками», отнюдь! Я думаю, что вы, ребятишки, ее любите. И есть за что. Но вот это, — отец сердито хлопнул ладонью по программе, — халтура!"

Date: 2011-08-12 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] nikvel.livejournal.com
У нас это всё впереди, но, видно, надо уже готовиться... и долго думать в какую школу отдавать детей.
А почему оценок не было? Вы считаете такая система себя оправдывает или оценки в школе могли бы улучшить ситуацию с обучением? А диктантов-то почему не писали?

Date: 2011-08-12 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] nmuffles.livejournal.com
Руслана, Вы так клёво пишете!
поздравляю с будущей гимназией.

Date: 2011-08-12 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] hoegni.livejournal.com
Поздравляю!

Date: 2011-08-12 06:36 pm (UTC)

Date: 2011-08-12 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] arens.livejournal.com
Мда, и в Германии приходится зрить в оба при выборе школы. Мой старший пойдёт на следуюший год в русско-немецкий класс по европейскому стандарту. Обещают научить читать по русский в первом полугодии и по немецкий во втором. И вообще у них там без лишних сюсюканий, по моему предварительному ощущению. Посмотрим что будет в реале. Мы тут в Берлине избалованны широким выбором, да:) Зато здешних политиков лихорадит реформами. У одной моей знакомой трое детей 14, 12 и 8 лет. Кажды из них пошёл в первый класс по другой методике, ещё то щастье:(

Date: 2011-08-12 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] ver-nun-ftig.livejournal.com
Это обычная начальная школа? И без оценок до четвертого класса?

Date: 2011-08-12 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] pani-grunia.livejournal.com
з такою мамою не могло бути інакше. і доця молодець.

Date: 2011-08-14 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] avrorra.livejournal.com
А можно у вас спросить- что именно вы в школе сказали?
А то я промолчала в своё время, теперь вот думаю, что зря.

Date: 2011-08-15 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
У меня был целый ряд конкретных претензий.
1. Еще в начале четвертого класса ребенок пишет карандашом, а не ручкой. Спрашиваю: почему карандаш, а почему не ручка? Ребенок не видит своих ошибок, письмо неаккуртное, все потертое. Учителя говорят, что стараются не поощрять письмо карандашом, делают замечания и ждут, пока ребенок сообразит сам. Говорю: а нельзя ли "не поощрять" так, чтобы ребенку и в голову не пришло писать карандашом?

2. Предложили задание сделать доклад о ком-то известном. Ребенок приходит и заявляет, что будет делать доклад о Хайди Клум. Учителя говорят, что предложили ребенку самому выбрать, вот она и выбрала. Спрашиваю ребенка, почему Хайди Клум, а не Моцарт, Хундертвассер или да Винчи? А вот девочки выбирали всяких бритниспирс, вот она решила, а почему бы и не хайдиклум. Претензия к школе - а не могли бы они предложить сначала выбор известных персон, достойных внимания?

3. Методика преподавания немецкого как бы новая и прогрессивная. Дети много занимаются самостоятельно. Может быть и прогрессивная, но не работает. Например, практически не проговаривалась грамматическая терминология учителем. В результате, ребенок распознает, где существительное, а где глагол, но не знает, как они называются.

4. У них общеобразовательный курс встроен в грамматику. Проходят тему "средневековье" в контексте прошедшего времени. За одно знакомятся с замками, рыцарями и принцессами. По окончанию темы спрашивают ребенка: что такое средневековье, когда оно было, где оно было, зачем рыцарям замки? Оказывается, об этом вообще на уроках не упоминалось ни разу, а по программе требуется.

5. Проходят географию. Тут уже я учила сама ребенка, подглядывая в программу. Пишут тест. У моего ребенка самый лучший результат в классе, при этом все еще довольно низкий бал. Смотрю, где ошибки. Ага. То, что я с ней выучила - все верно написала. То, что я прозевала и не знала, что надо по программе, там и в тесте ошибки. Значит вывод: ребенок знает только то, что я с ней выучила. В школе она сама не выучила ничего. Если самый лучший результат в классе - средненькая оценка, то мне интересно, как написали остальные? Не является ли это доказательством, что они там в школе ничего не учат? Как учителя сами оценивают свои успехи?

6. По математике учат таблицу умножения. Учат год. На родительском собрании еще раз просят родителей выучить с ребенком таблицу умножения, не все усвоили, не могут двигаться по программе дальше. При этом домашних заданий не задают. Спрашиваю - а почему они сами не могут задать ребенку упражнения по таблице умножения на дом? Если делать упражнения каждый день на протяжении года, то таблицу умножения сможет усвоить даже обезьяна.

Date: 2011-08-16 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] amdeluxe.livejournal.com
рада, что удалось найти такого классного специалиста!!!

Date: 2011-08-16 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] bromarin.livejournal.com
Вообще. всё это напоминает мне и нынешнюю нашу украинскую школу. Ребёнок больше 2-х месяцев не был в школе из-за болезни. Волнуемся, что он много пропустил, учителя предупреждают: Вы уж там позанимайтесь дополнительно. На самом деле оказывается, что за неделю не слишком обременительных, но вдумчивых занятий ребёнок не только "догнал" программу, но двинулся вперёд так, что в школу ходить теперь неинтересно. И это уже средняя, а не младшая школа. При этом у нас заморочек про "длинное детство" нет, скорее наоборот - требование строго выполнять "вказивки" учителя. А вот результат тот же. При этом интересно, что лет 20 назад родители в целом мало внимания уделяли учёбе детей, считалось, что школа в любом случае научит, а репетитор был редкостью и уж тем более по основным предметам да не в старших классах перед поступлением в вуз. Теперь же это норма для тех, кто всё-таки желает, чтобы ребёнок что-то знал и получил вполне приличное образование. Налицо общая тенденция, похоже.

Date: 2011-08-20 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] vovix-ldr.livejournal.com
Заблуждения о «длинном детстве» и о том, что «школа научит», — видимо, еще из первого поколения всеобщего образования (1920-30 гг.), когда родители были в основном малограмотными и толку от них было мало. На этом фоне то, что давала система, казалось достаточным. Я вот смотрю сейчас на всякие «Знайки», школы раннего развития и думаю, как мне повезло с предками, что они все так или иначе поощряли интерес к образованию и познанию лет так с 2х и не считали это чем-то противоречащим так называемому «детству». Откуда вообще взялось эта идея противоречия? Очевидно, от того способа, каким знания заколачивались в головы идеолухов «снижения нагрузки», когда они сами были школотой, т. е. в середине 20 века. Они, похоже, даже представить себе неспособны, что учиться может быть интересно, отсюда и карандаши, программы на уровне дебилов (чтобы их не дискриминировать?), превращение младшей школы в заведение имени де Сада и прочее сюсюканье.

Date: 2011-08-25 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] dianafeigin.livejournal.com
Pozdravlyayu s gimnaziei!

A na schet shkoli, mne povezlo - ponyala vovremia, chto rebenok viuchit tolko to, chto s nim viuchu ya, vo vsyakom sluchae, po matematike.

V shkole, kotoroi uchilsia starshii, voobshe ne bilo domashnix zadanii - mne directrisa na polnom serieze skazala "We don't believe in homework"...

Borotsia s systemoi - zaniatie nablagodarnoe, vot teper sama rabotayu repetitorom u svoix detei...

Profile

progenes: (Default)
progenes

March 2025

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
1617 1819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 04:02 am
Powered by Dreamwidth Studios