[personal profile] progenes
Продолжим тему ГМО. На сей раз будет о фермерах, корпорациях, производителей ГМО семян и государственных арбитрах, а мы попробуем посмотреть на их непростые взаимоотношения с точки зрения потребителя. Хоть этот вопрос выбивается из общих вопросов, которые потребителю мог бы быть непосредственно интересным, я решила рассмотреть его вне очереди из двух причин. Во-первых, он встречался в опросе едва ли не чаще других, во-вторых, практически все ГМО, которые сейчас культивируются, изменены каким-то образом так, чтобы оптимизировать культивирование именно для фермеров. Мнение непосвященных на эту тему выглядит как смесь полуправды, полуинформированности и некоторых заблуждений, которые базируются в основном на слабом представлении фермерской жизни.

Открываю я как-то одну немецкую статью о ГМО в каком-то журнале, которая начинается трогательными словами "Семенные корпорации хотят запретить фермерам делать то, что они делали испокон веков - сохранять посадочный материал и высевать его на следующий год". Я подумала - как же мы мало знаем о сегодняшних фермерах. И о корпорациях.

Для начала, нам надо осознать, что фермеры тоже как бы потребители. Потребители посадочного материала. А фирмы, которые поставляют семена – поставщики своего рода услуг. И у фермеров, и у фирм есть свои интересы, которые отличаются.

Фермеры, как и мы, потребители, бывают разные. Есть одиночные фермеры с маленьким хозяйством, есть среднее фермерство, есть большие сельскохозяйственные компании. У каждого из них разные возможности и эффективность, хотя и интерес общий - получить максимальный урожай.
Фирмы – производители семян тоже разные. Есть небольшие селекционные фирмы, специализирующиеся на одной культуре, есть середнячки и есть большие корпорации, у которых есть средства не только для селекции, но и для серьезных научных исследований и новых разработок. Фирмы заинтересованы продать посевной материал, причем их посевной материал должен быть привлекательным для фермера. Это понятно.
Фермеры пользуются нашей особой потребительской симпатией, потому как считается, что они преследуют благородную цель – накормить нас. Это приблизительно так же справедливо, как и то, что производители машин хотят дать нам возможность предвигаться, а банки хотят удобно хранить наши деньги.
И банки, и автомобильные заводы, и фирмы, производители семян, и фермеры хотят помимо всего прочего – получить прибыль.

Но вернемся к фермерам. Независимо от размера фермерского хозяйства, даже если это 10 соток, прежде, чем получить прибыль, надо раскошелиться. Сюда входит аренда земли, подготовка почвы, а это расходы на машины, топливо для них, удобрения для земли, полив гербицидами против сорняков (или ручная прополка), семенной материал, посев, обработка пестицидами против различных вредителей (или ручной сбор), полив, уборка урожая, сортировка, хранение. В результате, доход от урожая должен быть больше, чем расходы. И, если есть возможность сберечь урожай от вредителей или погодных условий или облегчить его обработку, то фермер этим обязательно воспользуется в меру своих финансовых возможностей. То есть мы догадываемся, если фермера не ограничивать - он готов вылить на поля такое количество пестицидов, которое ему позволит карман или законодательство, лишь бы урожай был хорошим.

Теперь мы подошли к посадочному материалу.

1. Миф 1й. Ежегодная закупка посадочного материала – ноухау от ГМО.

Кажется логичным, что самый дешевый вариант, это достать из закромов свои прошлогодние семена. Но хранение это тоже дополнительные расходы: поддержание температурного режима в хранилищах, обработка хранилищ против вредителей и грызунов, кроме того, регулярное культивирование одного и того же материала часто приводит к накапливанию вирусных заболеваний или даже генетическому вырождению. Более того, часто меняется конъюнктура рынка – вчера было выгодно выращивать свеклу, сегодня есть госсзаказ на рапс. Поэтому многие фермеры предпочитают закупать готовый семенной материал и не только уменьшить расходы на хранение, а также понизить риски. Что это значит? Фермер не только покупает семена на фирмах. К семенам прилагается технология выращивания, а также гарантия, что материал качественный. И если семена не взошли или дали низкий урожай при соблюдении технологии, фермер требует выплату неустойки от фирмы производителя.

Но и это еще не все.
Например, кукуруза, сахарная свекла, шпинат, брокколи, лук и томаты дают значительно больший урожай, если высаживать семена гетерозисных F1 гибридов . Собирать и высаживать семена от таких гибридов на следующий год не имеет смыла, они генетически расщепляются уже в следующем поколении. Производство таких гибридных семян – это сложный процесс, требующий ежегодного поддержания чистых линий с последующим переопылением, согласно сложных схем. Это делается все на семеноводческих фирмах. По некоторым оценкам, еще в 1965 году до 90% кукурузы и сахарной свеклы выращивалось именно гибридной. Это означает, что фермеры и так ежегодно покупают семена этих культур, что гарантирует им высокий урожай минус расходы на хранение.

Итак, вывод первый: коль скоро мы собираемся сравнивать ГМО и обычные растения, то как минимум на примере кукурузы и сахарной свеклы мы можем смело утверждать, что ежегодная закупка семян этих двух культур - это обычная практика в фермерском хозяйстве и без ГМО. И никаких особенных протестов ни фермеров, ни беспокойства общественности этот факт не вызывает.

Теперь, когда мы уже знаем эту особенность фермерского хозяйства, перейдем к проблеме номер 2.

2. Стерильные семена – угроза сельскому хозяйству, экономике и природе.

Факт 1. Сегодня, в 2009 году, пока еще нет ни одного, допущенного к коммерческому культивированию, стерильного ГМО.

Однако к этой теме проявляют интерес с двух сторон, опровергая друг друга и всех запутывая, экологи и монополисты – производители семян. А когда на это накладывается конспирологический флер, то получается и вовсе непонятно.

Экологи, как им и положено, стоят на страже интересов окружающей среды и обеспокоены возможными непредвиденными последствиями – вруг какой сорт растений, в результате особенно удачной генетической комбинации, акклиматизируется в дикой природе и нарушит биологическое равновесие. Должна признать, что волнения экологов в общем-то понятны, хотя больше теоретические и умозрительные, чем фактические. Очень сложно, практически невозможно предсказать, какими свойствами должен обладать окультуренный сорт, чтобы вырваться на природу (сейчас эта тема стала модной, есть интересные факты и я со временем об этом напишу). Все культурные сорта «заточены» под человеческий уход и пока еще не было случая, чтобы какой томат или даже кукуруза «убежали» в дикую природу. Они не выживают. Есть еще риск переопыления с другими сортами, при условии, что растение переопыляется, или дикими предками там, где они еще растут. Например, жителям Европы не стоит волноваться о переопылении кукурузы с дикими видами, потому что их там нет. Пшеница, например, самоопылитесь, и риск переопыления с другим сортом всего 1% и то, при соблюдении целого ряда факторов. Впрочем, эти волнения, даже если они и обоснованы, точно так же касаются и традиционных методов селекции. Поэтому адресовать эти вопросы только ГМО не стоит. Однако, ученые озадачились этим фактом и стали искать методы, препятствующие распространению ГМО в природе (хоть и процент вероятности очень небольшой).

2а. Какие есть возможности предотвращения неконтролированного распространения ГМО в природе?

Первым, самым очевидным и простым подходом - изучение возможности применения цитоплазматической мужской (пыльцевой) стерильности. Существует определенный ген, который расположен в митохондриальной ДНК, который вызывает явление пыльцевой стерильности. Факт пыльцевой стерильности известен давно, уже в 1970 году 85% культивируемой американцами кукурузы, были гибридами, несущими этот ген. Преимущества этих гибридов в большей урожайности и возможности плотных посевов.

Однако оказалось, что эти гибриды неустойчивы к одному заболеванию, поэтому постепенно уходят с рынка за исключением некоторых стерильных сортов с особенно высоким содержанием жиров. Особенностями наследования и проявления пыльцевой стерильности у кукурузы и подсолнечника занимаются в Швейцарии, Германии, Болгарии и Франции. Вероятно, эта технология будет взята в будущем на вооружение.

Второй, более сложный подход, перенос гена не в геном растения, а в геном отдельной органеллы – зеленого хлоропласта. Помимо того, что главная роль хлоропласта – фотосинтез, он еще содержит свой собственный геном. В пыльце хлоропластов нет, таким образом, пыльца всегда будет нетрансгенной и опасности переноса встроенных генов в результате переопыления отсутствует. Минус этой технологии в том, что встроенный ген будет работать только в зеленых частях растения. А если требуется его работа в семенах, то это не подходит во многих случаях.

Третий, пока что теоретический подход – изучение молекулярных причин, а также отдельных генов, которые контролируют переопыление: от генов, ответственных за нераскрытие цветка, до генов, ответственных за «распознавание» родственных геномов.

И совсем недавно, по мере развития технологии, открылся целый ряд новых возможностей, которые позволяют сделать генетически-модифицированные семена в следующем поколении невсхожими. Некоторые из них базируются на очень сложной технологии, о которой я уже рассказывала на примере мышей. Суть заключается в том, что встраивается не один ген, а три. Только один из них несет важный или полезный признак, еще один кодирует специальный фермент-«убийцу», а третий, кодирует ген фермента, который вырезает блокирующий участок между ферментом-«убийцей» и промотором, который этот ген включает. Эта вся система активируется обработкой тетрациклином семенного материала перед продажей. Это только один пример, а таких систем разрабатывается много и могут рассматриваться как перспективные возможности для предупреждения распространения ГМО в природе. Тем не менее, к этой технологии больше всего вопросов от биологической эффективности, этической допустимости до экологической безопасности. Тема активно обсуждается с точки зрения различных аспектов.

Все эти подходы в стадии изучения и разработки, хотя потенциально весьма перспективные.

Факт 2. Над поисками самых различных возможностей препятствованию распространения ГМО в природе очень активно работают ученые.

Тут я позволю себе лирическое отступление. Как же так, почему гибридные гетерозисные семена, которые и так ежегодно закупаются фермерами, не вызывают широких дебатов, а возможное искусственное изменение генома вроде бы из благих намерений защититься от вероятного экологического риска - вызывает возмущение и споры общественности?
Тут уже появляются уши больших компаний, которые не прочь соединить полезное (невозможность распространения модифицированных семян в природе) с приятным (постоянным доходом). И многим очевидно, что защита интеллектуальной собственности стоит на первом месте, а оценка возможных экологических рисков на втором. Попробуйте поразмыслить над фразой : «защита интеллектуальной собственности, которая базируется на искусственно сконструированной невозможности выращивания второго поколения растений». Те, у кого это утверждение вызвало определенный внутренний моральный протест, могут смело записываться в противники утилитаризма. Утилитаризм - этическая теория, где моральная ценность определяется полезностью. Мне кажется, что изучение и дискуссия об интуитивном этическом и моральном неприятии подобных ограничений находится в компетенции философов. Мы, потребители, тоже не сторонние наблюдатели, мы можем и обязаны высказывать свое мнение, чтобы они его учитывали. Однако, спустимся-ка с философских небес на землю.

Заманить фермера покупать заведомо стерильные растения можно в одном случае - когда они обладают каким-то признаком в культивировании, который может быть для него привлекательным. Это должно быть что-то значительно лучше традиционных сортов: небывалая урожайность, устойчивость к засухе, к холоду, к вредителям, болезням и к гербицидам. Оптимально – все в одном флаконе. Какой фермер от такого откажется? Однако, получить ГМ сорт со всеми качествами плюс стерильность пока еще невозможно, хотя дискутировать об этом можно начинать уже сейчас. Но мы оставим в стороне эту дискуссию, поскольку она все еще умозрительна, в то время как существуют и другие не менее интересные вопросы для обсуждения, актуальные уже сейчас. Например, ...

3. Экономическая угроза.

-Долгосрочные договора.
В вопросах промелькнула обеспокоенность, что произвоители ГМО-семян "подсадят" фермера на ГМО, как наркомана на иглу. Фирм, производителей ГМО-семян можно пересчитать на пальцах одной руки. Мы их все знаем, поэтому перечислять не буду, но уже и так понятно, что это сильно напоминает монополию со всем вытекающими отсюда последствиями. И действительно, фирмы проводят исключительно агрессивную политику маркетинга - например, заключение долгосрочных контрактов. Долгосрочные контракты - это именно та причина, по которой я старомодно пользуюсь карточками предоплаты на мобильном телефоне. Мне неприятно ощущение трехлетней кабалы у одного оператора и я хочу сама регулировать и контролировать расходы на разговоры. Уже ясно, что вопрос подобной "иглы" должен находиться в поле зрения антимонопольных комитетов, регулироваться соответствующим законодательством. Но запрещать ГМ-кукурузу в свете борьбы с агрессивной политикой маркетинга Монсанто, это все-равно, что запрещать все мобильные телефоны из-за долгосрочных контрактов операторов. Фирмы мотивируют это особенным удобством для фермера, нет необходимости заключать договора ежегодно, существует система скидок – это плюс. Но если меняется конъюнктура рынка и на следующий год выгодно садить рапс, а не кукурузу, то долгосрочный договор – это нехорошо. Этот вопрос должен решать для себя фермер, точно так же как я решаю, какого оператора мобильной связи мне выбирать.


-Патентование.
Вопрос неоднозначный, который точно так же имеет свои плюсы и минусы.
Сначала о хорошем и полезном. Пока еще различных ГМО очень немного. Определить наличие ГМО в продуктах мы можем только в том случае, когда мы точно знаем, какой ген ищем. Если сейчас на рынке два десятка различных ГМО первого поколения, которые кроме гена, кодирующего определеное качество, несут еще и маркерный ген, определить его не составляет большого труда. ГМО нового поколения уже не содержит маркерный ген и если будет, скажем, 100 разных сортов ГМ-кукурузы, то для того, чтобы определить, какая именно ГМ-кукуруза в продукте, надо сделать 100 отдельных анализов. А если там еще и соя, то задача усложняется. И это, опять таки, дополнительно уточняю, возмножно только тогда, когда мы знаем какие именно гены мы хотим там определить. Сейчас каждый сорт, который вышел из стен фирмы производителя, патентован и сопровождается самым подробным описанием гена, метода получения, вплоть до протокола детекции. Эта вся информация открыта и доступна для любого пользователя интернета. Таким образом, патент автоматически подразумевает строгое описание сорта и прозрачность информации. В этом заинтересованы и мы, потребители, и фирмы, и фермеры.
Я не вижу иного способа заставить фирму документировать ГМО, кроме как патентования. Любое иное обязывающее законодательство можно спокойно обойти, потому как стоит малоизвестной фирме выпустить ГМО с никому неизвестным геном, то никто и никогда не сможет его определить, кроме как полностью прочитать геном, что в принципе возмножно, но это стоит пока столько, что о рутинном методе речи не идет. А фирма может назвать его обычным сортом с хорошими качествами и выпустить на рынок, как конвенциональный сорт.

Однако, фирмы не останавливаются на патентовании сортов и патентуют системы регуляции работы встроенного гена. Я понимаю, за этим стоит грандиозная интеллектуальная работа, которую, наверное, стоит защищать. Но некоторые идут еще дальше и пробуют продвинуть патентование отдельных генов. Некоторые гены кодируют какое-либо определенное качество организма, например, засухоустойчивость. Патентование может подразумевает дальнейшее изучение этого гена, даже фундаментальное, только после выплаты мзды. Тут можно подискутировать на эту тему противникам и защитниками института патентования, но уже ясно, что вопрос спорный.

Дискуссия о долгосрочных договорах и патентах, на мой взгляд, находится в компетенции юристов, экономистов и тех же философов, исследователях вышеупомянутого утилитаризма. К этой дискуссии точно так же должно подключаться государство, коль скоро его функция - забота о гражданах и тут большой вопрос - должно ли оно пользоваться своим правом запрета и если да, то как этот запрет оно собирается обосновывать и как этот запрет должен выглядеть. Именно поэтому запрет немецкого министра сельского хозяйства Айгнер вызвал возмущение фермеров, поскольку запрет появился в разгар посевной, когда уже семена были закуплены. Именно потому возмутились ученые, поскольку до сих пор не существует достаточно убедительных научных доказательств опасности. Именно потому Монсанто подает в суд, поскольку запрет идет вразрез с уже существующим законодательством. И наконец, запрет на ГМ-кукурузу от Монсанто совпал с разрешением на ГМ-картофель от Баера, то совершенно справделиво появились вопросы о причине избирательности министра.

4. Угроза биологическому разнообразию.
«Вот засадят все одним удачным сортом ГМО, стерильным причем, а если вдруг чего случится, фирма разорится и все, других семян нет».

Как я уже говорила, пока еще до одного удачного стерильного сорта ГМ-кукурузы или пшеницы далеко. Хотя есть примеры удачной монокультуры, которая почти вся один ГМ-сорт – папайя, причем генная модификация папайи спасла целую папайную индустрию от практически полного вымирания от вирусной болезни. Впрочем, можно представить себе виртуальную ситуацию, когда все мелкие фермеры небольшой финансово-неустойчивой страны вкладывают деньги в один отличный ГМ-сорт, который, к тому же стерильный, заключают долгосрочные договора, а семеноводческая фирма разоряется во время финансового кризиса. Что делать в таком случае?

Но тут надо осознавать эти риски, страховать и обучать фермеров оценке рисков. Возможно, государство тоже должно проводить определенную политику по защите интересов своих граждан, точно так же как оно регулирует количество разрешенных к применению пестицидов. В конце-концов, пока нет примеров, чтобы какая-то страна «погорела» на гибридной сахарной свекле, хоть ее тоже надо покупать ежегодно.
Оставим в стороне стерильность, представим, что сконструировали ГМО с кучей отличных качеств: он и урожайный, и устойчивый к вредителям. Редкий фермер устоит перед таким замечательным сортом. Вполне возможно, что через 10 лет 99% всех площадей в мире будут засажены этим отличным ГМО, который вытеснит традиционные сорта. А потом, вдруг, в один прекрасный теплый жаркий год оказывается, что именно этот ГМО совершенно неустойчив к засухе. Эта апокалиптическая картина ничуть не изменится, если мы «ГМ-сорт» заменим на «удачный сорт, выведенный методом классической селекции». Понятно, что проблема биоразнообразия касается не только ГМО, но и любой монокультуры. На изучение и поддержания биоразнообразия выделяется много средств, поддерживаются генбанки и коллекции культурных растений, пишутся рекомендации и советы. Оценить масштабы хотя бы в рамках одной инициативы вы можете на сайте Bioversity International.

В заключение хочу добавить, что цель этой короткой заметки –
1. Очертить круг проблем, связанных с продукцией ГМ-семян для фермерства.
2. Показать, какие вопросы уже актуальны, а которые пока еще не совсем.
3. Обратить внимание на то, что большинство из них находится вне компетенции биологов, а находится в компетенции юристов, экономистов и философов.
4. А также на то, что некоторые из них, например биоразнообразие или распространение ГМО в природе, уже давно находится в поле зрения специалистов и над ним упорно и достаточно успешно работают.

Продолжение. Часть 3. Нестабильная стабильность.
Tags:
Page 1 of 9 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>
From: [identity profile] alexlotov.livejournal.com
А вот такой вопрос, с чего так подсуетились американцы, что сделали "хранилище судного дня" для природных семян на Свалбарде. (http://emdrone.livejournal.com/194636.html)

Тут и Бил Гейтс участвует в проекте десятками своих миллионов вместе с фондом Рокефеллера, корпорацией Монсанто, фондом Синджента (или Сингента) и правительсвом Норвегии. Официальное название проекта - Свалбардский Глобальный Банк Семенных Фондов.
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
Для красоты. Хранилище имеет больше эстетическую, чем практическую ценность, поскольку длительное хранение большинства семян в мерзлоте пагубно сказывается на их всхожести. Значительно большую ценность для сохранения биоразннообразия имеют генбанки и коллекции культурных растений, где семена ежегодно пересаживаются и сохраняются при подходящих условиях.
http://www.bioversityinternational.org/scientific_information/themes/germplasm_collection.html
From: [identity profile] alexlotov.livejournal.com
Переадресовал ваш красивый тезис (http://emdrone.livejournal.com/194636.html?thread=3994444#t3994444) [livejournal.com profile] emdrone))
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
Nature 442, 353 (27 July 2006) | doi:10.1038/442353c; Published online 26 July 2006
Quest for seed immortality is mission impossible

Andreas Graner1 and Andreas Börner1

1. Federal ex situ Genebank, Leibniz Institute of Plant Genetics and Crop Plant Research, 06466 Gatersleben, Germany

Sir:

In your News story "Doomsday food store takes pole position" (Nature 441, 912–913; 200610.1038/441912b) you report the establishment of a "doomsday seed bank from which the genetic riches of Earth's food crops could, if necessary, be reconstituted". Unfortunately, this statement is wishful thinking.

As managers of one of the largest ex situ gene banks in the world, we have been surprised during the past few weeks by the increased number of comments by visitors about the possibility of seeds being kept viable for millennia if stored at sufficiently low temperatures. There are very few reported cases in which seeds were able to germinate after many decades or even more than a century of storage: most cannot survive long-term storage.

One prominent example is provided by a herbarium sample of the legume Albizzia julibrissin, which had been collected in China in 1793 and was deposited in the British Museum. The material was accidentally wetted in 1940 during firefighting, resulting in the germination of several seeds at least 147 years old (Nature 149, 658; 1942). There are a few other documented examples where seeds have been able to germinate after 100 years (details available on request from the authors), but these are rare exceptions. The suggestion that seeds can survive after thousands of years is wrong, and detrimental to conservation funding efforts.

Undoubtedly, it is important to keep safety duplicates for the estimated 6 million seed samples that are kept in ex situ gene banks worldwide. To this end, the food store featured in your News story is an important contribution. But the vast majority of plant seeds cannot be stored for more than 40 years without losing germination vigour, however low the temperature and however thick the concrete walls of the vault. Hence, gene banks have no other choice but to preserve their material by growing plants in greenhouses, field plots or in laboratories at regular intervals. This process requires manpower, knowledge and rigorous quality management. It is also the bottleneck in almost all the gene banks so far established: the seeds they contain urgently require regeneration, otherwise they will die.

Date: 2009-05-11 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] pashyrey.livejournal.com
Недооцениваешь ты вероятность вырывания культурных растений в дикую природу.
Простой пример: техничное масличное растение - борщевик (козлятник) в середине 80-х вырвался на свободу и сейчас спустя 20 лет экологи бьются над тем как остановить его распространение. Растение мало того что легко и быстро размножается, так оно ещё и ядовито.
20 лет назад я был одной из первых его жертв. Медики тогда две недели не могли поставить диагноз. Смешно вспомнить - правильный диагноз поставил шофер скорой. А сейчас каждый год в больницы попадают сотни людей.
Когда борщевик начинали культивировать он казался безобидным и очень полезным, ещё и идеальным для неродючих каменистых грунтов. Тут невольно вспомнишь "День трифидов". :)

Date: 2009-05-11 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] peggy-s.livejournal.com
Справедливости ради, борщевик - ни разу не культурное растение. Просто интродукт, переселили его оттуда, где он рос изначально туда, где ему не место. Устойчивость у него гораздо выше, чем у любого культурного сорта

Date: 2009-05-11 11:53 pm (UTC)
From: [identity profile] vita-kh.livejournal.com
Спасибо за красивый анализ, и весьма полезный :)

Вот только мне кажется, что Ваши аргументы вряд ли в состоянии понять те кто борется с ГМО... им бы элементарно биологию подучить ...

Date: 2009-05-11 11:54 pm (UTC)
From: [identity profile] vita-kh.livejournal.com
в смысле адвентивный вид по типу амброзии полынолистной :))

+5 коп?

Date: 2009-05-12 12:15 am (UTC)
From: [identity profile] beremich.livejournal.com
(очередной респект progenes за эпическое!)

Этот вопрос должен решать для себя фермер, точно так же как я решаю, какого оператора мобильной связи мне выбирать.
ну... это легко сказать, а также сделать в области телефонии, но, (например, во Франции) в сельском хозяйстве господствует беспредел оптовиков (сетей гипермаркетов), которые навязывают свои условия производителям. А антимонопольные меры за ходом событий, вроде, не успевают. Поэтому или сажай "как все" и лови свой короткий euro, или извини подвинься, другого нечего ловить. Конечно, ничего личного, невидимая нога рынка, но что-то не так.

Это подводит к другой теме, то бишь
Патентование может подразумевает дальнейшее изучение этого гена, даже фундаментальное, только после выплаты мзды. Тут можно подискутировать на эту тему противникам и защитниками института патентования, но уже ясно, что вопрос спорный.
Ну... не просто спорный
Во-первых, формулировка с ограничением изучения на мой дилетантский взгляд смотрится уж явным перегибом...
Во-вторых, во Франции есть такой вот прецедент (дальше я своими русскими словами, так что читайте местами между строк, пардон): ассоциация kokopelli занимается консервацией всевозможных, особенно исторических сортов семян. Многие из этих сортов устойчивы к болезням, но имеют переменчивые свойства, чем с одной стороны интересны мелким хозяйствам, в силу специфики способным к гибкому подходу и получению уникальных результатов, а с другой стороны, вываливаются из правового поля, очерченного под крупных производителей. Это, в принципе, действительно относится не только к ГМО, но предстаёт в новом свете в контексте патентования. А пока дело ясное, что что дело мутное, ассоциации приходится регулярно отбиваться в суде от акул пизнеса.

ПС противоречивое впечатление:
Казалось бы, общее настроение полотна -- защита ГМО от мракобесия. С другой стороны, хоть и путём обнаружения огромных брёвен в глазах обывателя , за что отдельное спасибо, но получается, что "ГМО -- не большее зло", что не ободряет...

Date: 2009-05-12 12:26 am (UTC)
From: [identity profile] freetrinity.livejournal.com
\\\ Но запрещать ГМ-кукурузу в свете борьбы с агрессивной политикой маркетинга Монсанто, это все-равно, что запрещать все мобильные телефоны из-за долгосрочных контрактов операторов. \\\


\\\ К этой дискуссии точно так же должно подключаться государство, коль скоро его функция - забота о гражданах \\\



Государство должно определиться, на чьей оно стороне -- на стороне биотехнологических компаний и огромных корпоративных ферм, или своих рядовых граждан.

Экспансия ГМО возможна только при льготных условиях, создаваемых правительством транснациональным корпорациям (свободный или даже льготный доступ изготовителей ГМО культур к рынку, а также фермерские субсидии, на которых особенно здорово жируют мегафермы).

Это идет к дальнейшей индустриализации фермерского хозяйства и разорению средних и мелких фермеров, а значит, к превращению сельской местности в обедневшее гетто.

К вопросу о последнем, почему-то ничего не написано про недостаточную урожайность ГМО сои и кукурузы (что делает выгоду их выращивания для фермера, с учетом всего, сомнительной), уже который год наблюдающуюся в США. И про провалы ГМО-кукурузы Южной Африке, где во многих фермах урожайность упала на 80% из-за какого-то просчета в лаборатории Монсанто. И про похожие истории в Индии, которые привели к массовым разорениям и самоубийствам среди фермеров.
From: [identity profile] vovix-ldr.livejournal.com
Temporeader - это Лотов, известный сетевой шизотролль, задалбывающий ЖЖшников флудопропагандой какой-то "новой парадигмы нового мировоззрения нового тысячелетия" (с "красочным" оформлением постов всеми средствами форматирования), периодически перемежающейся антисемитизмом и прочей ахинеей. Подробнее о нем написали здесь:
http://lurkmore.ru/Лотов

Забаньте его и не отвечайте на его комментарии, по этому пациенту плачет заведение на ул. Фрунзе.

Слив засчитан

Date: 2009-05-12 02:57 am (UTC)
From: [identity profile] cmmentator.livejournal.com
Придумали простейшую манипуляцию и пользуются ей до сих пор, расписываясь в собственном скудоумии, зашоренности, ангажированности и манипуляции, вместо целостного комплексного анализа.

Автор блога меня разочаровал, в каком-то из предыдущих постов назвав всех несогласных с ее точкой зрения - быдлом.

Конечно, прятно пребывать в абсолютной уверенности в своей исключительном праве на истину СТИРАЯ КОММЕНТАРИИ И БАНЯ)))

Тем не менее в этом блоге есть немного инфы, которая меня интересует и я еще пошастаю тут. В принципе, мне все уже известно из того, что мне надл, но когда об этом кто-то другой пишет своими словами со своей колокольни узкой специализации - может случайно проскользнуть какая-нибудь идея.

А какой был стерт камент перед баном?

Секрет полишинеля: Семена будут храниться 40 лет, но больше и не надо, потому что сингулярный переход цивилизации произойдет раньше.

А заливать не надо, что хранилище сделано для КРАСОТЫ)))))))

Ответ неверный

Date: 2009-05-12 03:02 am (UTC)
From: [identity profile] cmmentator.livejournal.com
Просто не все работают на биокорпорации и поэтому могут видеть больше информации, потому что не заняты одной только пропагандой за деньги, которые не пахнут.

Re: Ответ неверный

Date: 2009-05-12 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] ilmer-vedogon.livejournal.com
Верный. Армия борцов с ГМО состоит из шизофреников и олигофренов, которые не усвоили даже школьный уровень биологии. Они насколько неадекватны, что работают не за деньги, а просто так - в силу своего невежества.

Date: 2009-05-12 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
\\\Экспансия ГМО возможна только при льготных условиях,\\\
Почему только на этих условиях? Экспансия ГМО возможна также при условиях, когда ГМО существенно выгодно отличается от конвенциональных сортов.
\\\Это идет к дальнейшей индустриализации фермерского хозяйства\\\
Почему это касается только ГМО? Индустриализация фермерства точно также справедлива для конвенциональных сортов. Субсидии касаются не только ГМО.
\\\почему-то ничего не написано про недостаточную урожайность ГМО сои и кукурузы\\\
Давайте конкретные факты - обсудим. ГМО соя и кукуруза это устойчивость к глифосату (уменьшение расходов на борьбу с сорняками) и устойчивость к насекомымы (уменьшение расходов на инсектициды). Возможно даже конечная урожайность и ниже, но не факт, что расходы не покрывают доходы.
Что касается просчетов лаборатории Монсанто и массовым разорениям и самоубийствам индийских фермеров, давайте конкретные факты, будем обсуждать. Это проблема исключительно ГМО от Монсанто? Или это проблема монополии вобще? Почему фермеры не требовали выплат неустойки? Почему фермеры не страховали свои урожаи?

Re: +5 коп?

Date: 2009-05-12 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
///антимонопольные меры за ходом событий, вроде, не успевают

Понимаю, но у меня нет рецепта.
///формулировка с ограничением изучения на мой дилетантский взгляд смотрится уж явным перегибом...
и не перегиб вовсе, а из жизни. Например, НИИ два десятилетия изучал один растительный промотор. Изучил его вдоль и поперек до какого-то момента за государственные деньги. И фирма Б, взяла этот промотор, добавила до него сигнальную последовательность, которая повышает экспрессию раз в 10 и запатентовала. Промотор полезный с точки зрения фундаментальной науки. Но теперь институт, который пахал над ним много лет, не может взять фирменную улучшенную конструкцию для работы и изучения, поскольку она запатентована. Фирма тем временем разорилась, но патент остался. Работа в этом научном направлении заморожена.

///"ГМО -- не большее зло", что не ободряет
В сфере фермарско-фирменных отношений я не вижу иного способа развеять мифы, кроме как просто сравнивать с конвенциональными сортами. "Не большее зло" это уже лучше, чем "абсолютное зло".

Date: 2009-05-12 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] zlob-o-zlob.livejournal.com
Отличная статья, спасибо вам!

Date: 2009-05-12 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] vio-rica.livejournal.com
дякую, Русланко

Невидиая нога рынка

Date: 2009-05-12 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] velta-1.livejournal.com
Которой помогают руки, и, с позволения сказать, головы наших истероидных борцов с ГМ.

Казалось бы - ну сволочь эта самая Монсанто, да еще и монополист. Захочет - всех оставит без штанов, включая российских сельхозпроизводителей (почему-то).
Что делают в таких случаях, когда кто-то что-то имеет - но не дает? (Или не продает, или продает на немыслимых условиях)?
Ответ очевиден - заводим свое. Что никак не получится в плане, например, полезных ископаемых. Ну если у нас газа много, а в Украине мало - хоть убейся, больше не будет. Или, например, кофе. Объявят латиноамериканцы и африканцы эмбарго по какому-нибудть поводу - и прости прощай. В Европе, как известно, не растет кофе.

Но кукуруза-то в Европе растет! Не говоря уже о свекле, картошке и прочем?!

Так, казалось бы, наш адекватный ответ Монсанте - сделать такие ж сорта, и еще лучше! Ученых у нас есть, институты у нас есть, мозги у нас есть - в чем проблема?

А проблема в том, что если проблемы нет - то надо ее выдумать!
То есть, со ссылками на проклятые корпорации фактически запретить работать СВОИМ ученым, не давать им испытывать и продвигать свою продукцию, объяснить всему народу, что эта продукция вредна, от нее вырастают рога и чешуя, и что все отечественные ученые тоже работают на Монсанту...

Re: +5 коп?

Date: 2009-05-12 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] beremich.livejournal.com
В общем, я согласен, что ГМО -- не зло само по себе. И уверен, что исследования в этом направлении надо развивать. Просто (отходя ещё на пару шагов назад, для полноты картины) на мой взгляд, ГМО вписывается в современную политэкономию не с лучшей её стороны.

1. (антимонопольное) -- думаю, нормально, что у вас нет рецепта, это не ваш профиль, однако на этом фоне ГМО ложатся не на ту чашу весов

2. (патенты) -- мда. Получается, это реально до такой степени. Это грустно. и, по-моему, бесспорно плохо.
Именно в том плане, что препятствуют некоммерческой деятельности. К тому же, при, скажем так, «производственном» подходе к патентованию, у кого больше денег, у того и больше прав на... биологические виды (?!). И при этом государство (в описанном мной частном случае) не особенно заморачивается охватом исторически сложившегося наследия.

3. ("Не большее зло" это уже лучше, чем "абсолютное зло") -- конечно, лучше, я просто выражал, какое это навевает настроение...

Таки получается, как-то кругом ГМО "замечено в плохой компании".

Date: 2009-05-12 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] ms-grumpy.livejournal.com
спасибо большой!
но у меня к вам вопрос по поводу вышеупомянутой папайи. неужто практически вся вымирала?
насколько мне удавалось сравнивать, лучше кубинской нету нигде. то есть слаще и вкуснее, а она там ступудово органик и никак иначе - у них денег попросту на закупку всего подрядж нету. на коровках копают, не то что пестицидов с гербицидами закупить, а уж тем более гмо. папайя кубинская огромная и нереально вкусная...
а в москве 2 вида папайи есть - вьетнамская (большая и вечно недозрелая) и бразильская (мелкая и когда как вкусная). таки я теперь даже и не знаю, что из них чуть не вымерло, когда ее всегда можно найти :-)

... и человеческий фактор

Date: 2009-05-12 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] beremich.livejournal.com
в общем, согласен с этим криком души.
и заострюсь только вот на чём -- "казалось бы, наш адекватный ответ Монсанте - сделать такие ж сорта, и еще лучше!"
ДА, причём не только "сорта лучше", но и "сделать лучше", чтобы не маячил процедурный вопрос, кто кого на сколько здоровья обдурил и на сколько денег наколол, чтобы было внятно слышно мнение учёных, чтобы было видно, что патентное право не наперекосяк...

как-то так, наверное

Re: Слив засчитан

Date: 2009-05-12 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] vovix-ldr.livejournal.com
Обратитесь во Всемирную лигу борьбы с голоданием троллей. Может, там помогут.
From: [identity profile] vovix-ldr.livejournal.com
О, еще одна реинкарнация Лотова. Вы размножаетесь клонированием?
Page 1 of 9 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>

Profile

progenes: (Default)
progenes

March 2025

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
1617 1819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 20th, 2026 06:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios