[personal profile] progenes
Мы можем отстаивать чужие ценности, если думаем, что они наши.
Провели эксперимент. Попросили человеков продемонстрировать свои моральные убеждения, за которые готовы порвать. Потом экспериментаторы эти убеждения незаметно поменяли на прямо противоположные, а человеки подвоха не заметили и запросто аргументируют противоположную точку зрения, словно свою.

Мы болеем за своих чисто из-за цвета майки
Провели еще один эксперимент. Попросили человеков оценить соревнования синих- и красно ленточников маечников. Если человеки сами принадлежали к каким-то маечникам, то они начинали "своим" подсуживать, если разница чучуть. Префронтальную кору замеряли и обнаружили, что есть человеки, которые легко и просто начнают причислять себя к какой-то команде. У них мозги социальнее, что ли. Но они как бы не совсем объективны.

Мы готовы поменять свои убеждения, если нам их правильно сервировать...
Еще есть такой фрейминг-эффект. И вот ведь йомайо. Сейчас каждый второй с гуманитарным образованием, но почему какой-то байолоджист должен об этом рассказывать, я ж не шарю. В общем, у человеков есть такой фрейм в котором он болтается со своими ценностями, которые - смотри выше - и так раз плюнуть поменять простой подменой, а можно поменять чисто формулировками.

...однако это зависит от того, вожди какой команды накрывают на стол
В общем, варит человек свои ценности в общественном environment, склоняясь при этом к вашим или нашим. Эти ценности как бы еще и элита формирует, что не секрет, тоже есть эксперименты, лень искать. Скажет авторитет, что куклукслан это хорошо и правильно - все, вся префронтальная аналитика и отключилась. Давай выискивать себе в голове, как это теперь оправдать и подгонять свои ценности-драгоценности под новую вводную, пользуясь приправами на любой вкус.

Универсальной морали нет, а альтруизм есть...
С моралью вообще дело швах. Она эволюционно заточена под маленькие группы. Нет универсальных моральных норм, к тому же мораль ограничена ценой, которую готов заплатить индивидуум и физическими возможностями. Однако даже самые прожженные эгоисты демонстрируют социальное поведение. Общество без альтруизма - обречено.

...и он очень важен для выживания, как и плюрализм
Ценности на самом деле это очень неплохо, дихотомия "ваши-наши" может как полезно структурировать общество, так и не очень. Похоже, что мы можем плохо контролировать наш личный суповой набор ценностей и этим бессовестно пользуются. Полезно также не забывать, что в группе плюрализм выгоднее монополии на мнение, а польза альтруизма доказана математически.

Кое-что мы точно знаем
Не все ценности релятивируются. Мы точно знаем, что за очень-очень редким исключением, никто не хочет быть замученным, лишенным свободы и убитым.

Пис.

Date: 2014-03-06 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] pennanth.livejournal.com
Знаю случаи, когда большие группы людей меняли свободу на "еду" (материальное благополучие). Похоже, что бывают массовые отклонения исключения.

Date: 2014-03-06 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] pennanth.livejournal.com
А так, да, пис, конечно. Война нужна только стервятникам.

Date: 2014-03-06 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] tenrousei.livejournal.com
материальное благополучие или покушать, чтоб не подохнуть?

(no subject)

From: [identity profile] pennanth.livejournal.com - Date: 2014-03-06 02:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-06 03:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-06 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] tari-bird.livejournal.com
В лекции по основам морали от Йельского университета рассказали, что мораль это побрчный продукт эмпатии, которая как раз эволюционно очень полезна

Date: 2014-03-06 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] pssshik.livejournal.com
Скорее нравственность - это продукт эмпатии. Мораль - способ договориться группе людей.

(no subject)

From: [identity profile] white-walker.livejournal.com - Date: 2014-03-06 03:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pssshik.livejournal.com - Date: 2014-03-06 03:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-06 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] lexter.livejournal.com
И еще сегментация интернета влияет, да.
"Почти все, кого я читаю и кто меня комментирует, со мной согласны, следовательно, я прав и нас большинство".

Войны не хочет никто, кроме отмороженных (и) идиотов.

Date: 2014-03-06 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] gratishuiatis.livejournal.com
Интернет ни при чем. Все кучковались по интересам с сотворения времен.

(no subject)

From: [identity profile] lexter.livejournal.com - Date: 2014-03-06 08:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gratishuiatis.livejournal.com - Date: 2014-03-06 09:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lexter.livejournal.com - Date: 2014-03-07 03:56 am (UTC) - Expand

Date: 2014-03-06 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] professionalrus.livejournal.com
тут где-то пробежало в ленте (вроде у доктора Комаровского), что народ очень четко делится на тех, кто смотрит ящик, и тех, кто читает интернет. Но ... (пропущено), никогда не думала, насколько различаются взгляды. Но это детали, а вот что можно сделать в такой ситуации? не будучи Демосфеном или Ганди? Деньги можно перечислить, да. Попытаться дружелюбно поменять картинку в мозгах у знакомых, тоже да. Но ситуция развивается ураганно, и иногда начинает казаться, что от тебя вообще ни фига не зависит. Или это паникерство?

Date: 2014-03-07 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] jelloyacket.livejournal.com
Не нужно попадать под влияние авторитета, потому что Комаровский авторитет только в педиатрии. А его мнение о Майдане и бандеровцах, это мнение обычного обывателя. Таких мнений миллион. И вес у этого мнения соответствующий. Вот когда мы захотим узнать о детских болезнях, мы его послушаем. А когда мы хотим узнать о политической ситуации на Украине, мы послушаем других людей - более компетентных в этих вопросах, чем Комаровский. С таким же успехом можно слушать мнения актёров, спортсменов, но это никак не приближает понимание ситуации.

Вот он говорит, что нам фашисты померещились. А это тогда про что?
http://red-odysseus.livejournal.com/77981.html

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-07 08:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jelloyacket.livejournal.com - Date: 2014-03-07 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-07 10:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jelloyacket.livejournal.com - Date: 2014-03-07 12:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-07 12:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Андрей Гаврилов - Date: 2014-05-13 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] -sirano-.livejournal.com - Date: 2014-05-18 05:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Андрей Гаврилов - Date: 2014-05-18 06:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-06 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] offnickname.livejournal.com
Предлагаю седьмой пункт сделать примечанием к пятому. :)

Date: 2014-03-06 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] filin17.livejournal.com
вот интересная на мой взгляд статья о взаимном альтруизме Там, за рекой, где страшный враг (http://crustgroup.livejournal.com/83456.html)

цитата:

Таким образом, при появлении на горизонте событий других групп, которые могут, в принципе, претендовать на то, чтобы отхватить у данной конкретной группы её личный, необсуждаемый раннее, кусок пирога, стратегия группы меняется на сугубо противоположную: «Кончаем сраться, братья! Враг на горизонте!»

В такой ситуации любая группа заинтересована с одной стороны максимально снизить агрессию и расход энергии внутри группы, но тут же обязана поднять уровень агрессии по отношению к другим группам, которые автоматически при этом зачисляются во «Враждебные, чуждые, иные». Твари, сдохните, сдохните, исчезните!
Edited Date: 2014-03-06 03:37 pm (UTC)

Date: 2014-03-06 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] pssshik.livejournal.com
И да, название указанного вами поста взято у хорошего мальчика сережи лукьяненко, который нынче очень хочет чтобы российские танки дошли если не до берлина, то до львива точно.

(no subject)

From: [identity profile] filin17.livejournal.com - Date: 2014-03-06 03:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pssshik.livejournal.com - Date: 2014-03-06 04:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com - Date: 2014-03-06 07:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-06 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] svshift.livejournal.com
т.е. цвет маек управляется качественной пропагандой? запишем....

Date: 2014-03-06 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] rodonist.wordpress.com (from livejournal.com)
Ничего, если перепощу на фейсбуке? Боюсь, напоминания по нынешним временам совсем не лишние :-(

Date: 2014-03-06 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
конечно. Хотя я уверена, что найдется человек, который и это поймет неправильно

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/broke_heart_/ - Date: 2014-03-06 06:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com - Date: 2014-03-06 07:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-06 07:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-06 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] Эдуард Безумный (from livejournal.com)
Отличнейшая подборка. Благодарю.

Date: 2014-03-06 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] flavorchemist.livejournal.com
Есть еще такая прекрасная штука (http://en.wikipedia.org/wiki/In-group_favoritism), о которой полезно помнить все время.

Date: 2014-03-06 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mvmn.livejournal.com
Что-то Германия не спешит Украине помогать иначе чем словесно )-:
А вот против выступления уже завелись - http://zaxid.net/home/showSingleNews.do?u_nimechchini_poshiryuyut_listivki_z_antiukrayinskoyu_propagandoyu&objectId=1304030

Date: 2014-03-06 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
Ах, листівки-шмистівки. Германия сейчас подсчитывает, где газ взять. А немецкие ученые экономисты давно уже предупреждали, что надо диверсифицировать, но не было политической воли. Сейчас вроде получается, что можно обойтись и без российского газа. Но не сразу.

Так что листовки можно использовать по назначению.

(no subject)

From: [identity profile] mvmn.livejournal.com - Date: 2014-03-06 07:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-07 06:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mvmn.livejournal.com - Date: 2014-03-08 12:23 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2014-03-06 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mvmn.livejournal.com
> Есть подозрение, что "швах" наступает на обоих концах этой шкалы.
Ну это не беда - нам "второй конец" шкалы альтруизма в жизни практически не доводится видеть (-:

> А христианство, это, на минуточку, треть населения Земли.
Можно подумать что христиане все как один - мученики. Уверен - 80% этих "христиан" даже библию не прочли целиком, церковь посещают редко и в основном увлекаются "атрибутикой" вроде нательных крестов.
Edited Date: 2014-03-06 10:16 pm (UTC)

Date: 2014-03-07 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] geky.livejournal.com
>> Нет, это могут люди с "особым" уровнем интеллекта. Мне кажется, что некоторые люди вовсе не способны думать и вырабатывать убеждения, а лишь реагируют на контекст. Как попугаи.

Практически все люди недооценивают свою внушаемость. Всегда кажется, что те, кто ведутся на обман, это какие-то «тупые другие».
Думаю, отрицать собственную способность поддаваться внушению – это не очень конструктивный подход. Для того, чтобы корректировать ошибки мышления, надо для начала понимать, что такие ошибки неизбежны. Так возник научный метод, например.)

>>Короче, больше половины населения Земли так или иначе придерживается системы взглядов, в которых страдания и даже смерть объявляются полезными и правильными.

По-моему, это здорово компенсируется тем, что большинство этих людей скорее склонны пропагандировать полезность и правильность страданий среди других, чем стремиться к ним.)
Edited Date: 2014-03-07 05:20 am (UTC)
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] geky.livejournal.com - Date: 2014-03-07 10:40 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] geky.livejournal.com - Date: 2014-03-07 12:36 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] geky.livejournal.com - Date: 2014-03-07 04:09 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] geky.livejournal.com - Date: 2014-03-07 05:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-07 06:59 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-07 10:01 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-07 10:10 am (UTC) - Expand

Date: 2014-03-07 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] louigi-verona.livejournal.com
Мне кажется, что всё очень сильно зависит от постановки эксперимента. Я обычный человек, но я не могу защищать позицию, что государство должно закрывать доступ к информации, чтобы защищать своих граждан. Если мне скажет, что это то, что я написал, я скорее скажу, что ошибся при прочтении вопроса.

Может быть это просто потому что есть вопросы, по которым у меня есть чёткая позиция.

Date: 2014-03-07 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
Да. Именно к этому эксперименту есть вопросы. Но. Смотрите. Я вам приведу один пример, используя эффект фрейминга и особенности морали для групп и вы заколеблетесь в своей четкой позиции.

Цель первобытной группы или прайда - выживание, правильно? Прайд узнал, где растут вкусные ягоды. В интересах выживания прайда скрыть эту информацию от другой группы. Члены группы могут лихо соврать соседу и не рассказать, где растут вкусные ягоды, иначе им самим не достанется. Верно?

Возвращаемся в современность. Если государство открывает информацию для своих жителей, эта информация становится доступной также для жителей любой другой страны. Поэтому житель должен решить, что для его личной выживаемости важнее: или он доверяет государству, которое скрывает информацию из соображений защиты своих граждан, или не доверяет государству и требует открыть доступ к информации. При это гражданин должен также осознавать, что информацию о вкусных ягодах получает также сосед.

(no subject)

From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com - Date: 2014-03-09 02:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-10 09:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com - Date: 2014-03-10 09:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-10 09:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com - Date: 2014-03-10 10:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-10 10:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com - Date: 2014-03-10 10:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-10 10:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com - Date: 2014-03-28 09:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] louigi-verona.livejournal.com - Date: 2014-03-28 12:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-07 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] friendlystrnger.livejournal.com
вот вы все ходите вокруг да около, за цитатами и иносказаниями прячетесь, а Игорь Иванов (наше окно в мир ядреной физики) режет правду матку не стесняясь и не боясь!
http://igorivanov.blogspot.ca/2014/03/blog-post.html

Date: 2014-03-07 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] progenes.livejournal.com
Я видела, молодец Игорь. Но он впервые так высказался, а я уже задолбалась банить - до сих пор дискутируют в прошлом посте. Эти иносказания вроде капчи для отсева невменяемых. А я ж тоже нынче очень нервная - разрываюсь между работой, семьей, хобби и жуткими новостями с Родины. Не хватало мне еще с диванными аналитиками бороться.

(no subject)

From: [identity profile] friendlystrnger.livejournal.com - Date: 2014-03-07 03:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-07 03:04 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] friendlystrnger.livejournal.com - Date: 2014-03-07 03:56 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] friendlystrnger.livejournal.com - Date: 2014-03-07 04:49 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] friendlystrnger.livejournal.com - Date: 2014-03-07 09:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-07 04:52 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] progenes.livejournal.com - Date: 2014-03-07 09:55 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] fregimus.livejournal.com - Date: 2014-03-11 06:20 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] fregimus.livejournal.com - Date: 2014-03-12 03:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2014-03-12 09:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fregimus.livejournal.com - Date: 2014-03-11 05:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-09 12:26 am (UTC)
From: [identity profile] molostoff.livejournal.com
чушь. особенно про мораль. вообще, психология и социология - вредные, но коммерчески выгодные предметы, к сожалению.

в любых исследованиях индивидуальная мотивация принятия того или иного решения не учитывается никак, а она может быть совсем разная у разных особей - одному синее нравится, а другой просто не любит синее, потому что тонул в детстве.

исследователи анализируют действия, поступки, сравнивают результаты, а мотивации выдумывают сами, после чего предлагают свои выводы. делают такой leaky logic - там где в рассуждениях пропускаются причинно-следственные связи.

из таких дырявых рассуждений и вылезают всякие "большие" и "малые" группы, при том, что определить их размер я даже затрудняюсь как, при этом мотивация индивидуальная в рассуждениях отсутствует.

и как результат - бух!: "универсальная мораль".

вы знаете, внутренее удобство, душевный комфорт от принятого решения - суть есть биохимия внутри организма, и если она в днк прописана, то работает у любой особи, которая имеет такие гены. мы можем даже обозвать это удобство моралью. и вдруг обнаружить, что она как бы универсальна....

и наоборот - если вдруг предположить, что универсальной морали нету, то выходит, что высшая нервная деятельность мотивирована у разных людей настолько по-разному, что вполне возможно одни из таких - просто крокодилы, а другие - просто бегемоты, и потому никогда друг друга не поймут.

я вот почитал про теорию гармонии (музыкальной). так вот как-то музыканты не пытаются рвать своё музыкальное одеяло, и вполне себе способны однозначно объяснить, что такое есть благозвучие, абсолютное для всех (!) человеков.

Profile

progenes: (Default)
progenes

March 2025

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
1617 1819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 01:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios